Обучение |
ШАХМАТНЫЕ ЗАДАЧИ
Передвижение фигур. Задача 16. Конем доскакать от одной стороны доски до другой. Задача 17. Конем доскакать из одного угла доски в другой. Задача 18. Конь стоит в середине (или, наоборот, в углу) доски. Пометим поле рядом с конем монеткой; за сколько ходов он может попасть на это поле? Задача 19. Пометить (например, пешками) все поля, куда конь (король, пешка, слон, ладья) может попасть за 2 хода. Следующая задача идейно очень простая, но это одна из немногих задач шахматного раздела, где требуется умение считать в пределах ста. Задача 20. "Бег на скорость". Все фигуры одного цвета (с пешками или без них) ставятся в начальную позицию шахмат. Задача - за наименьшее число ходов дойти всем до дальней линии (достигшие линии снимаются с доски). После того, как "все добегут обсудить оптимальную стратегию и СОСЧИТАТЬ, каково минимально возможное число ходов. (сколько нужно ходов всем пешкам? коням? слонам?..) Задача 21. "Есть на каждый шаг". Ставится на доску ладья (слон, конь) и несколько пешек другого цвета так, чтобы можно было двигаться от одной пешки к другой. Пешки неподвижны, нужно их последовательно съесть. Задача 22. Вариант посложнее - не обязательно есть на каждый шаг, иногда можно остановиться и на пустом поле. Постараться минимизировать число ходов (т.е. съесть все стоящие на доске пешки, затратив как можно меньше ходов). Задача 23. "Завтрак коня". Квадрат 4x4 заполняется черными пешками и фигурами (любыми), в угол ставится белый конь. Он должен на каждом ходу кого-то съесть. Черные неподвижны. Задача - оставить как можно меньше черных (абсолютный возможный минимум - одна несъеденная черная пешка). Эта относительно несложная задача – в духе головоломки "йога" , когда-то популярной, а теперь, кажется, почти забытой. В ней поле (крестообразное или квадратное) изначально заполнено фишками, и в каждый ход одна из фишек съедает соседнюю, но не замещая ее, как в шахматах, а перепрыгивая через нее. Когда ни у какой фишки не остается соседней, игра кончается. Чем меньше осталось на поле фишек, тем лучше результат. Эту головоломку тоже легко смоделировать на шахматной доске, нужно только достаточное количество фишек. Задача 24. Усложнение - то же на полной доске (фигур не хватит, надо подключать шашки или монетки). Это - классическая и действительно сложная задача: обойти конем все поля, не повторяясь. Задача 25. "Завтрак ферзя". Белый ферзь в углу, черные пешки вокруг него заполняют квадрат 3x3. Ферзь здесь ест не как обычно, а может сразу проглотить на лету несколько пешек, стоящих вдоль одной прямой. Можно останавливаться где угодно - хоть на пустых полях, хоть на месте съеденной пешки. Задача за наименьшее число ходов съесть все пешки. (Если у Вас получилось 5 ходов, стоит подумать еще!) Это – переформулировка еще одной классической задачи про прохождение всех клеток квадрата одним росчерком, в 4 прямых линии. На шахматной доске она может оказаться проще, поскольку начальное положение ферзя уже задано (и по еще одной, менее очевидной, причине). И, в завершение этого параграфа, несколько настоящих шахматных задач: Задача 26. Поставить мат одинокому королю:
Первое время, скорее всего, Вашего несчастного короля будут гонять по полю без всякого плана и смысла. Ни в коем случае не рассказывайте алгоритм решения - это уничтожает задачу! Можно пытаться помочь, сообщив, что алгоритм вообще-то существует, и предложив подумать над стратегией, а не просто ходить. Если детей несколько, может помочь соревнование – кто быстрее справится с задачей, а если это удается уже за разумное время – кто затратит меньше ходов. Взрослый может помочь, каждый ход вслух размышляя за короля, какие у него есть возможности и куда ему лучше пойти. И, наконец, если долго ничего не получается, можно предложить расставить фигуры на доске так, чтобы уже был мат – увидеть, что же, собственно, должно получиться. Далее:
|