Обучение


Строительство.

Строительство

 

Плоские узоры по чертежу (уровень 1).

Задача 1 "Обезьянки" Никитина. В эту игру можно играть, если есть два одинаковых комплекта деталей, неважно каких (в оригинале это одинаковые нераскрашенные деревянные кирпичики пропорции 1:2:4). Один игрок строит какую-нибудь фигурку, другой должен ее повторить. Начинать можно с фигурки из одного кирпича: положить его на бок, поставить на торец - для маленького ребенка это уже будет задача. Для развлечения можно чередовать "обезьяньи" кирпичики с "обезьяньим" повторением жестов, поз, мимики, движений - это тоже очень полезное упражнение.

Задача 2 Сложить цепочку деталей по схеме - см. рис. 1.

Рис. 1: Пример несложного задания - сложить цепочку фигур (вначале брать 2-3 фигуры)

Для этого и двух следующих типов задач годятся любые наборы фигурок из детских конструкторов. Они должны различаться цветом и формой. Оптимально - 4 варианта для каждого признака (круги-квадраты-треугольники-прямоугольники четырех цветов, например как на рис.2), но для начала достаточно 2-3 вариантов. В магазинах продаются деревянные и пластмассовые наборы таких деталей, можно набрать их из конструкторов, можно сделать из картона, только маленькому ребенку будет, возможно, сложнее брать их в руки. Для начала рисунок должен состоять из двух-трех деталей и иметь масштаб 1:1, чтобы в случае трудностей можно было наложить деталь на рисунок и проверить, подходит ли. Потом можно уменьшить масштаб, но, чтобы не сбивала разница в длине цепочки, рисовать детали вразрядку, далеко друг от друга - а рядом еще положить или нарисовать "рамку" , куда укладывать детали (см. рис. 1,a). Только потом можно отказаться и от рамки.


Рис. 2: Подходящий набор деталей и пример, как можно с ним играть

Если удается складывать цепочки длиной в 3-4 детали хотя бы в масштабе 1:1, можно начинать решать и более общие задачи:

Задача 3 Собрать из деталей нарисованный на бумаге рисунок (узор) - см. рис. 3.

Рис. 3: Образцы узоров

Скорее всего, наши картинки Вам придется переделывать, подстраивать под имеющийся у Вас набор деталей, в частности - менять цвета или оттенки, делая их возможно более похожими на ваши. Очень легко делать такие задания самим - раскрашивать фломастерами, делать аппликации или рисовать (например, в Paint) и распечатывать.

Если эти задания хорошо удаются, можно усложнять их, а можно устроить еще игру на развитие зрительной памяти:

Задача 4 Игра "Блиц" : Несложные рисунки, вроде первых двух на рис.3, показывают детям на короткое время (от 30 секунд до 2 минут) и прячут. Задача - воспроизвести узор по памяти.

Более сложная задача - обратная к задаче 3:

Задача 5 Сложил картинку из деталей - нарисуй ее на бумаге.

Маленьким детям трудно нарисовать круг, квадрат, треугольник хотя бы так, чтобы они отличались друг от друга, и трудно скомпоновать картину, расположить предметы на листе. Если не получается - возможно, что трудности в рисовании, а не в непонимании задачи.

Рис. 4: Еще немного узоров: замки.

В книгах Никитина описана похожая игра - "Сложи узор" . В ней заданную плоскую картинку нужно складывать из кубиков, раскрашенных специальным образом (пластмассовые или деревянные кубики для этой игры вместе с набором заданий продаются теперь в магазинах). Принцип тот же, что и в задаче 3, но есть техническое отличие: в никитинской игре ребенок должен крутить кубик в руке, чтобы подобрать нужный кусочек картинки - а в предлагаемой игре все детали видны сразу. Поэтому в среднем игра "Сложи узор"немного сложнее.

Далее:

Начерталка

Коллекция замков

Другие игры с кубиками


© Николай Касаткин / info @ kasatik.ru