Обучение


Строительство.

Строительство

Плоские узоры

Начерталка

Коллекция замков

 

Другие игры с кубиками.

Задания этого раздела независимы от заданий соседних разделов и годятся для детей любого возраста. Знание цифр в задаче 1 удобно, но не обязательно (дети могут относиться к ним как к абстрактным значкам).Задача 1 Директор строительства (задача из книги А. Звонкина). На кубиках фломастером подписываются цифры или любые значки (или приклеиваются бумажки с цифрами). Потом из них строится макет дворца. Теперь нужно составить на бумаге план работы для строителей, так чтобы им было понятно, в каком порядке устанавливать блоки дворца. Блоки обозначаются цифрами (значками), порядок работы - стрелками (см. рис. 1). Если один блок опирается на другой, то от второго к первому должна идти стрелочка: нельзя сначала установить верхний блок, а потом - то, на чем он стоит. Некоторые детали могут опираться на несколько других блоков - тогда к соответствующей цифре должно вести несколько стрелочек. А если на один блок опираются несколько других - столько же стрелочек должны идти от его цифры. Лишних стрелочек быть не должно.

Благодаря такой схеме работы строители смогут монтировать одновременно несколько блоков (например, 6 и 7 на рис. 1).

Рис. 1: Порядок строительства дворца, изображенного на рис. 2.

Как всегда, начинать надо с простых схем, постепенно добавляя развилки и "слияния". Объясните, что, чтобы не запутаться, лучше стараться рисовать блоки насколько это возможно по порядку, например нижние - левее, верхние - правее. Тогда стрелки будут (по крайней мере в основном) идти в основном слева направо.

Рис. 2: Дворец из кубиков

При проверке решения обсуждайте подробно действия строителей - с чего им начинать, что делать потом, можно ли им ставить такие-то два блока одновременно, известно ли заранее, какой из этих двух блоков будет построен раньше и т.д.

Кстати, объясняя условия этой задачи, можно предложить еще такое упражнение:

Задача 2 По рисунку 1 определить номер каждой детали на рис. 2.

(То есть схема уже нарисована, осталось только установить соответствие между элементами схемы и блоками дворца.)

Все перечисленные здесь задачи дисциплинируют ум, но не дают простора для творчества - по крайней мере, пока ребенок не начнет сам придумывать себе задания. Поэтому, помимо всего прочего, нужно еще просто играть в кубики! Строить из них дворцы и инженерные сооружения. Если однообразие результата начинает надоедать (ребенку или Вам), можно поменять конструктор, а можно усложнить задачу, добавив к ней какие-то условия:

Задача 3 Задачи на конструирование: построить дом с двумя окнами или с дверью, через которую может войти маленькая игрушка; как можно более ажурный дом (как можно больше окон); мост через реку заданной ширины; арку, чтоб под ней проехал самосвал; лестницу, чтоб куклы могли по ней зайти на стул; башню как можно выше (можно ввести критерий устойчивости: башня должна простоять 1 минуту, или не должна падать, когда на нее дуют - просто ставить кубики один на другой недостаточно) и так далее.


© Николай Касаткин / info @ kasatik.ru