Фотохудожник Николай Касаткин
Касаткин Николай Николаевич Творческая биография

Родился в Москве, недалеко от Преображенской площади, но вскоре переехал на историческую Потешную улицу. Мое детство и юность протекало в районах связанных с жизнью Петра I - Преображенка, Измайлово, Лефортово, Семеновская, Потешная улица, река Яуза. Видимо пыль от Петровских сапог впиталась в меня и не давала спокойно жить. В 13 лет я стал членом общества охотников, 17 - получил звание инструктора горно-пешеходного туризма и уже в качестве руководителя повел группу в зимний лыжный поход по Кольскому полуострову. И конечно все это надо было запечатлеть на фотопленку.

Моей профессией и многим моим увлечением, в том числе фотографией, я обязан старшему брату - Вадиму. Вадим был страстным радиолюбителем, уникальным конструктором и конечно фотолюбителем. Сейчас это трудно представить, но в начале 50 годов не в каждой семье был радиоприемник. Я помню большую черную тарелку радиовещательной сети, висевшую у нас на стене, до тех пор пока Вадим не собрал свою первую ламповую радиолу Урал, которая считалось у нас на улице предметом роскоши. Еще в начале 50 годов мой брат первый сконструировал и собрал уникальную переносную магнитолу. Это был чемоданчик размером 40х30х15 сантиметров. В нем умещался катушечный магнитофон, ламповый приемник и проигрыватель пластинок. И это в то время, когда еще многие пользовались патефоном. Я написал про Вадима, потому, что он для меня был вторым отцом. Только после его смерти я узнал, что он конструировал луноходы и стыковочные узлы космических кораблей.

Ясно, что проблем в выборе специальности у меня не было. Свой первый детекторный приемник я собрал в шесть лет, правда он почему то не работал. В пятом классе я слушал на уроках свой переносной батарейный ламповый приемник, а в восьмом - транзисторный карманный. Своей специальностью я выбрал радиотехнику и электронику и проработал в этой отрасли двадцать лет, пока вычислительная техника не переманила меня в свои ряды.

У моего брата был фотоаппарат, кажется, ФЭД. Мы жили в маленькой комнате в коммунальной квартире и печатать фотографии можно было только на общей кухне поздно вечером или ночью. Не смотря на это я умудрялся принимать участие в таинстве рождения изображения на бумаге. С детства я знал такие слова, как Унибром, Бромпортрет, Йодоконт, Фотовираж и т.д.

В восьмом классе на день рождения мне подарили собственный фотоаппарат Смену. После этого я стал непрерывно нажимать на кнопку спуск в любом месте и по любому поводу. Проблем с печатью уже не былою, была отдельная квартира с удобной ванной и фотооборудованием брата, которое я усилено эксплуатировал. Иногда, тайком от брата, я брал его новую зеркалку Старт, предшественницу "Зенита", и производил фурор в кругу своих приятелей. Однажды в лыжном походе это окончилось трагедией. От небольшого толчка в рюкзаке взорвался двухлитровый термос со сладким чаем и весь этот сироп вылился на фотоаппарат и экспонометр.

В конце 60 годов из недр туризма родился новый вид спорта - спортивное ориентирование. Я загорелся новым увлечением, стал каждый день бегать кроссы и записался в лыжную секцию общества Трудовые резервы. В армию я ушел перворазрядником по спортивному ориентированию и лыжам. Имея такую уникальную спортивную специальность, я попал в спортивный батальон Московского военного округа (МВО) и стал первым "профессионалом" в этом виде спорта в Москве, а в последствии чемпионом МВО и членом сборной команды вооруженных сил СССР. В армии я стал "Кандидатом в Мастера спорта СССР".

Трудно сказать сколько десятков тысяч километров я пробежал по красивейшим местам тогдашнего СССР, занимаясь ориентированием. Несколько тысяч километров прошел с рюкзаком по заснеженным горам Кольского полуострова, Урала, Саян. И всегда со мной был фотоаппарат, а в последствии и 8 мм. кинокамера.

После путешествий мы показывали фотографии и слайды друзьям и родственником, устраивали показы на работе, делали альбомы и отчеты. Конечно я старался постоянно совершенствоваться, покупал книги и альбомы по фотоделу, выписывал тогда единственный в СССР журнал по фотографии "Советское фото". Оглядываясь назад, понимаю, что уровень тогдашних фотографий был посредственно любительский. Хотелось просто показать другим все, что видел сам. С техникой фотографирования было все нормально, а сюжеты могли быть лучше. Возможно это от части из-за тяжелых походных условий (целый день тащить рюкзак 40 кг., при собственном весе в 60 кг.), из-за недостатка пленки в походе, из-за мороза, иногда более -40 град.

В середине 70-х я закончил вуз и получил специальность радиоинженера. Проработав двадцать лет разработчиком электронной и вычислительной техники во Всесоюзном научно-исследовательском институте Радиотехники (ВНИИРТ), в начале 90-х годов на волне перестройки, открыл свое первое предприятие под названием USN. К тому времени я с головой погрузился в новую отрасль - компьютерные технологии. Потом было открытие и закрытие предприятий, магазинов, торговля и т.д. Фотография на время была забыта. Я очнулся от этой сумасшедшей жизни после дефолта 1998 г.. К этому времени я наметил для себя новое стратегическое направление - компьютерная мультимедиа и интернет. Для начала я взялся за популярную энциклопедию растений. В течении нескольких лет фотографировал на пленку тычинки и пестики, приобрел дорогой 35 мм. пленочный сканер Polaroid SprintScan35, снова обучался современному программированию, ночами входил в халявный интернет. Затем последовали заказы - энциклопедии Хабаровского края, Челябинской области и др.

В это время я встретил старого знакомого по занятиям спортивным ориентированием и фотографа А.Перфилова. Он пригласил меня в фото-клуб Альфа. Посещение фото-клуба, новые знакомства с фотографами, постоянный анализ их работ дали толчок к занятию художественной фотографией, к которой я, сам того не понимая, в душе всегда стремился.

В конце 90-х началась эра цифровой фотографии. Первую цифровую камеру KODAK DC40 я приобрел в 1997г. Затем у меня побывали фотокамеры Minolta, Canon и наконец я успокоился на фотокамерах фирмы Nikon.

Я работал с такими компаниями как Procter Gamble и Pablic Totem, Вимм-билль-данн и др.. Был автором мультимедийных программ для изданий, энциклопедий и презентаций в том числе для МЧС и ЦИК РФ (Центральная избирательная комиссия РФ) и Сове́т Федера́ции Федерального Собрания Российской Федерации .

Кроме фотосъемки и программирования я много снимал на видео. Это были репортажи, съемки корпоративов и свадеб, рекламные ролики.

В 2004 г. был принят в Творческий Союз Художников России и Международной Федерации Художников, секция "ФотоАрт", а в 2006 г. в Союз Фотохудожников России.

Начиная с 2006 г. начал фотографировать спортивные соревнования, большей частью мой любимый лыжный спорт. Познакомился с главным редактором журнала "Лыжный спорт" Иваном Исаевым (тоже лыжником, мастером спорта), написал несколько статей и фото репортажей  для журнала и одноименного сайта. Много фотографий сделал на "Деминских" этапах "Кубка мира по лыжным гонкам", которые печатались в сборниках и журналах, публиковались на сайтах.

Участвовал во многих фото выставках и конкурсах. Фотографии выставлялись на фото выставках во Франции, хранятся в Русском музее Санкт-Петербурга, печатались в Российской газете, издательством АСТ, журналам "Фотодело" и д.р.

 

Смотрите далее: ПОРТФОЛИО       ФОТОУСЛУГИ      Архив GOOGLE     Чернобыль 86

© Николай Касаткин / info @ kasatik.ru