Обучение


Чего не нужно делать.

Как учить математике?

 

  • Сажать за стол детей по крайней мере до 7 лет против их желания (мы сами, к сожалению, это правило то и дело нарушаем): задачи прекрасно можно решать и стоя, и гуляя, и сидя на полу. С детьми школьного возраста тоже не всегда нужны карандаш и бумага; многие задачи можно обсуждать на прогулке или в транспорте.

  • Пожалуй, на стоит проявлять слишком много настойчивости, если ребенок отказывается заниматься или отказывается от какой-то конкретной задачи. Можно попробовать превратить занятия в "незанятия" , то есть игру. Неугодную задачу можно отложить или (и) замаскировать красивым, привлекательным для ребенка условием, не меняя ее математического смысла. Для нас до сих пор удивительно, насколько сложность задачи для ребенка зависит от ее оформления. Бывает так, что задача неожиданно получается после того как становится частью сказки.

  • Тяжелый вопрос - что делать, если ребенок не справляется с предложенной ему задачей. Совершенно точно не нужно рассказывать ему решение задачи. Он в лучшем случае Вас не услышит, а в худшем зазубрит решение наизусть. Не лишайте человека радости сделать открытие. Лучше подождать немного (день, или месяц, или полгода) и дать похожую задачу, может быть, попроще или с другим антуражем. И уж точно не надо ругать за глупость, если человек не решил задачу.

  • Не стоит давать подряд много однотипных задач - так получится не понятая, а вызубренная тема; если Вы хотите, чтобы дети, уже научившись решать некоторый тип задач, сформулировали сами общий принцип решения или какую-то закономерность, можно дать подряд 2-3 похожие задачи. Если этого окажется недостаточно - может быть, стоит отложить вопрос до следующего раза?

  • Не нужно вызубривать правила! Математическая задача - это не колдовская практика, и заклинания здесь не помогают. Гораздо естественнее и полезнее получить правило (например, о перестановке слагаемых или множителей) как результат своего опыта. Просто опыта для этого должно набраться достаточно много.

  • С нашей точки зрения, не надо разрешать ребенку долго сидеть у компьютера, даже если там - полезная и хорошая развивающая игрушка.

  • Математика - не единственное интересное и полезное занятие в жизни Вашего ребенка. Не стоит слишком увлекаться и заниматься математикой в ущерб рисованию, рукоделию, чтению или физкультуре...

  • Для детей школьного возраста существует много разных математических конкурсов и олимпиад. Многие из них очень интересны, их проводят замечательные, увлеченные люди. Однако не стоит слишком настраивать ребенка на победы в олимпиадах и конкурсах, и самим настраиваться на это. Математика, да и любая наука - это не спорт. В конце концов, даже многие великие математики в конкурсах не побеждали.

Дале:

Как организовать занятия.

Откуда брать задачи?

Устройство раздела "Математика для детей".


© Николай Касаткин / info @ kasatik.ru