Обучение


Зачем  заниматься с детьми математикой?

Да и надо ли? И если да - то с какого возраста? На такие общие и почти философские вопросы каждый отвечает по-своему. Здесь мы приводим ответы на некоторые такие вопросы, которые мы выработали для себя в ходе занятий со своими детьми и детьми наших друзей.

1. Зачем заранее учить ребенка считать (читать, писать и т.д.), ему же будет скучно в школе.

Будет ли скучно - во многом зависит, наверно, от учителя. С хорошим учителем детям не будет скучно, независимо от того, научатся ли они читать и считать заранее. Ведь детям бывает интересно в школе не потому, что там учат считать. А вот если с учителем не очень повезет, то скучно все равно будет, но будет, возможно, еще и трудно, а ощущение тоски и скуки будет связываться не со школой и школьными заданиями, а с самими изучаемыми предметами.

Кроме того, школьная программа устроена таким образом, что многие простые и естественные понятия возникают слишком поздно и слишком формально. Классический пример - отрицательные числа. Трудно представить себе семилетнего ребенка, который не знает, что такое "на улице минус семь градусов" , и какой станет температура, если она еще на градус опустится. Дети в 1 - 2 классе школы (или даже раньше) легко самостоятельно придумывают отрицательные числа, если им не мешать, а аккуратно направить. Если же впервые ребенок услышит об этом с совершенно формальной точки зрения в 5 классе, у него, скорее всего, будут проблемы. Другая традиционно трудная школьная тема - это действия с дробями. Здесь наблюдается тот же эффект: обсуждая (в теории и на практике) разрезание пирога, даже 6-7-летнему ребенку очень легко понять, что такое дробь, очень легко сложить дроби с одинаковым знаменателем, и несколько труднее, но тоже вполне реально, придумать, как складывать любые дроби. Если же просто выучить правило, оно забудется обязательно. Подобных примеров много.

Что же делать? Мы учили своих детей и читать и считать, и не жалеем об этом. Но задачи старались (и стараемся) давать не рутинные, не дублировать школу. Есть куча задач, которые в школе не обсуждают, и даже пяти- или шестиклассник из среднестатистической школы может не справиться с задачей, которую решают "подготовленные" шестилетки.

2. Он еще мал, ему это рано. Зачем отнимать у ребенка детство?

А потом (например, в конце школы-начале института) он будет еще молод и влюблен, и разве можно отнимать у него юность? А потом будут дети и некогда, а потом окажется, что ты уже слишком стар, чтобы учиться... Разве нет вещей, которым Вы хотели бы научиться, да времени не хватило?. . . Лучше - раньше! И еще: почему детство – это обязательно безделье? Чего именно нельзя лишать ребенка - уж не сиденья ли уткнувшись в экран? А будут ли ему интересны занятия, будет ли он получать от них удовольствие - зависит от Вас.

3. Заставлять ли детей, если им не хочется заниматься?

Два классических варианта ответа: 1) нет, ни в коем случае, потому что это может выработать у них отвращение к учебе вообще, а раз они отказываются заниматься -значит, им еще рано; 2) да, заставлять, потому что иначе они так никогда ничему и не научатся, у них не выработается усидчивость и т.д. Как всегда в таких случаях, истина, видимо, лежит где-то посредине, а "правильное" решение зависит от конкретной ситуации. Признавая аргументы сторонников первой теории (и добавляя к тому же, что заставить человека думать очень трудно!), мы все же заметим, в поддержку второго подхода, что есть много видов деятельности (включая даже чтение), в которых получение удовольствия возможно только после приложения некоторых усилий. Если человек никогда не пробовал решать задачи - откуда ему знать, что это здорово? А с другой стороны, когда ребенок идет в школу, его все равно заставляют заниматься, только обычно в гораздо более жесткой форме и более рутинным и скучным делом...

Что же все-таки делать? Во-первых, если отказы заниматься редки, то, конечно, стоит с ними соглашаться: каждый человек имеет право изредка быть не в настроении. Если это регулярные, но не принципиальные капризы - это может быть просто инерция при вынужденном переходе от одного занятия к другому, или лень. Возможно, стоит снабдить занятия каким-нибудь ритуалом - например. делать их в определенное время, ставить в конце оценку в специальный дневник, или пить после занятия чай с плюшками... И, наконец, если отказ заниматься упорный и принципиальный - не хочу и ни за что не буду! - то заставлять просто бессмысленно. Может быть, человеку надоело, или он действительно еще не дорос до такого занятия, которое ему предлагают. Можно резко "сменить пластинку" - после перерыва минимум в пару дней предложить логическую или геометрическую игру или головоломку, конструктор (но не говоря, что это "вместо математики"!). А потом, выждав время (неделю или даже месяц) - возобновить занятия с другим набором задач, для начала сделав побольше игр и заданий с "подручным материалом" - кубиками, мозаикой, пластилином и т.д., и побольше заведомо несложных для ребенка задач.

Развитие ребенка и его интересов состоит из подъемов и спадов. Поэтому периоды нежелания заниматься так же неизбежны, как периоды энтузиазма: приходится к ним относиться спокойно. На чем, как нам кажется, стоит настаивать - так это на том, чтобы дело не заменялось бездельем. "Не хочешь решать задачи - не надо; а чем ты сейчас ХОЧЕШЬ заняться?" Ведь кроме математики, всегда есть как минимум рисование, чтение, рукоделие, конструктор...

И еще: при занятии в группе все эти "хочу-не хочу" сильно нивелируются. Правда, могут возникать другие проблемы из-за конкуренции детей в группе.

4. У ребенка явные гуманитарные наклонности - стоит ли учить его математике?

А может, именно поэтому и стоит? Опять-таки есть две альтернативные теории: развивать то, что к чему есть склонности, или, наоборот, то, к чему их нет - чтобы скомпенсировать будущую асимметрию в развитии. Во всяком случае, способности к математике (и склонность к ней) - вещь не постоянная, так же как и музыкальный слух, они улучшаются, если их развивать. Некоторые очень даже "гуманитарные" дети, даже начавшие заниматься нехотя, через несколько месяцев начинали просить задачи посложнее. Единственное реальное противопоказание - не надо заниматься с ребенком тем, что не нравится Вам самим. Но ведь и у взрослых вкусы меняются; если Вы не любите математику - может, Вы давно ее не пробовали?



© Николай Касаткин / info @ kasatik.ru