Самое полезное и прочное знание добывается личным опытом. То, чему
поверил на слово, и забывается гораздо быстрее, и пользы приносит
гораздо меньше. Если вашему ребенку удалось ценой более-менее
длительных усилий что-то понять, решить, догадаться - он как
путешественник, поймавший жар-птицу в далеких землях. Не надо лишать
его этой радости. Отсюда очень важное правило: не надо
рассказывать решение задач, надо дождаться того, чтобы ребенок решил
ее сам. Это не значит, что мы ничем не можем ему помочь. Вот что
можно сделать:
Если задача решена неправильно, не стоит торопиться сообщить об
ошибке. Мастерство учителя в том, чтобы ненавязчиво задать такой
вопрос (или серию вопросов), что ученик сам обнаружит ошибку.
Можно построить цепочку более простых задач, подводящих к решению.
Если это не помогает, стоит не объясняя решения и не ругая ребенка
отложить задачу, и дать ее или аналогичную через неделю, или
месяц, или даже полгода. Это совершенно нормально, и именно так и
учатся люди - не только дети, но и взрослые.
Хорошо бы "ловить момент" для задач и задавать их "между прочим".
Это относительно легко с маленькими ("принеси, пожалуйста, 4 ложки")
и сложнее со старшими.
Стараться подобрать задачу, которая будет именно сейчас интересна
(хотя иногда приходится давать и неинтересные); часто очень помогает
или даже спасает удачный выбор антуража. У маленьких (да и не
только) детей задача, которая никак не решалась и вообще не вызывала
никаких ассоциаций, может мгновенно решиться, если заменить старого
пирата на прекрасную принцессу или наоборот.
Математика - это
исследование, а не зубрежка. Детям могут нравиться не
все задачи, но они должны быть разнообразны.
Если какая-то тема повторяется разными задачами в течение
длительного промежутка
времени, это дает гораздо больший эффект, чем решение этих задач подряд.
Наша главная задача - не в том, чтобы наши ученики запомнили
какие-то правила или методы, а в том, чтобы они почувствовали вкус к решению
задач.