Обучение


Как учить математике - советы взрослому.

  • Самое полезное и прочное знание добывается личным опытом. То, чему поверил на слово, и забывается гораздо быстрее, и пользы приносит гораздо меньше. Если вашему ребенку удалось ценой более-менее длительных усилий что-то понять, решить, догадаться - он как путешественник, поймавший жар-птицу в далеких землях. Не надо лишать его этой радости. Отсюда очень важное правило: не надо рассказывать решение задач, надо дождаться того, чтобы ребенок решил ее сам. Это не значит, что мы ничем не можем ему помочь. Вот что можно сделать:


    • Если задача решена неправильно, не стоит торопиться сообщить об ошибке. Мастерство учителя в том, чтобы ненавязчиво задать такой вопрос (или серию вопросов), что ученик сам обнаружит ошибку.


    • Можно построить цепочку более простых задач, подводящих к решению.


    • Если это не помогает, стоит не объясняя решения и не ругая ребенка отложить задачу, и дать ее или аналогичную через неделю, или месяц, или даже полгода. Это совершенно нормально, и именно так и учатся люди - не только дети, но и взрослые.


  • Хорошо бы "ловить момент" для задач и задавать их "между прочим". Это относительно легко с маленькими ("принеси, пожалуйста, 4 ложки") и сложнее со старшими.


  • Стараться подобрать задачу, которая будет именно сейчас интересна (хотя иногда приходится давать и неинтересные); часто очень помогает или даже спасает удачный выбор антуража. У маленьких (да и не только) детей задача, которая никак не решалась и вообще не вызывала никаких ассоциаций, может мгновенно решиться, если заменить старого пирата на прекрасную принцессу или наоборот.

  • Математика - это исследование, а не зубрежка. Детям могут нравиться не все задачи, но они должны быть разнообразны.

  • Если какая-то тема повторяется разными задачами в течение длительного промежутка времени, это дает гораздо больший эффект, чем решение этих задач подряд.

  • Наша главная задача - не в том, чтобы наши ученики запомнили какие-то правила или методы, а в том, чтобы они почувствовали вкус к решению задач.

В том, чтобы им понравилось думать. . .

Дале:

Чего не нужно делать.

Как организовать занятия.

Откуда брать задачи?

Устройство раздела "Математика для детей".



© Николай Касаткин / info @ kasatik.ru