Обучение


Как организовать занятия.

Как учить математике?

Чего не нужно делать.

 

  • Для маленьких "случайное" , но частое решение задач между делом - по дороге в детский сад, на прогулке и т.д. - лучше, чем занятие в специально отведенное время. (Хотя и оно может быть интересным!) До 6-7 лет хорошо бы так или иначе обращаться к математике хотя бы через день, и 20 минут вполне достаточно. В этом возрасте лучше заниматься каждый день по 5 минут, чем 1 час раз в неделю.

  • Для старших без организованного занятия за столом не обойтись. Хорошо бы оно было не реже раза в неделю - а то все будет забываться. Чтобы дети не уставали, хорошо менять темы - давать на одном занятии очень разные задачи. Хорошо, если часть из них - игры, часть - связана с рисованием или требует что-то сделать руками. Это не значит, что у занятия не должно быть темы -просто задачи по выбранной Вами теме могут занимать, скажем, половину или треть времени. Одна и та же тема может "дрейфовать" из занятия в занятие в течение нескольких недель, и задания будут постепенно усложняться. Дети привыкают к ним и относятся как к старым знакомым.

  • "Листочки" . Задачи, требующие долгих раздумий (или, если детей несколько - такие задачи, которые разные дети решают с существенно разной скоростью) можно задавать на дом. Даже если ребенок один и занимается с Вами дома - это будут задачи, которые он решает сам. В "листочке" - домашнем задании - задачи тоже должны быть разнообразные и разной сложности. Листочки могут быть и тематические (см. наш раздел "Задачи по книгам" ). Хорошо, если без большого труда решаются все, кроме пары задач, а эти последние требуют значительного усилия. Не беда, если что-то и не решится: на нерешенных задачах человек тоже растет. Для детей 7-9 лет мы в учебное время делали на неделю листочки из 5-7 задач. А в каникулы, когда времени больше, старались чаще делать занятия.

  • Можно связывать общим антуражем разные по сути задачи, и даже делать задание в виде ролевой игры ("Злой разбойник украл принцессу. Идем ее спасать. На пути - озеро..." - и поехали.)

  • Хорошо, если дети постепенно привыкают рассказывать и доказывать свое решение ("А как ты рассуждал? А почему ты так решил? А так всегда можно сделать?"). Обязательно обсуждать решение хотя бы части домашних задач.

  • Хотя это и идет в разрез со школьной практикой и требованиями вступительных экзаменов в ВУЗы, решение подбором - тоже решение! Задачи, решенные подбором - это тот самый опыт, который будет обобщать Ваш ребенок, для того чтобы найти "настоящее" аналитическое решение. Даже в серьезной, "взрослой" математике подбором можно если и не решить задачу, то хотя бы нащупать подходы к ней. Решение подбором имеет явное преимущество перед решением по готовой схеме: человек, который подбирает ответ, все-таки думает, человек, решающий задачу по схеме, не думает совсем. Но, конечно, попытки аналитического решения тоже нужно поощрять. Если Ваш ученик слишком увлекся подбором - постарайтесь дать ему похожую задачу, но с такими большими числами, чтобы подобрать было трудно. Или вовсе без чисел (например, вместо количества конфет - длины нарисованных на бумаге отрезков, а линейки нет). Или просто подождите.

Дале:

Откуда брать задачи?

Устройство раздела "Математика для детей".


© Николай Касаткин / info @ kasatik.ru