Обучение |
Строительство.
Начерталка - Строительство замков (уровень 2). Если составление плоского узора по заданному плану не вызывает трудностей, можно переходить к пространственным задачам. В качестве стройматериала удобно использовать стандартный набор больших пластмассовых кубиков (рис. 1). Крупное его достоинство для наших целей - наличие, помимо кубиков, "кирпичей" (сдвоенных кубиков), "тонких кирпичей" арок и цилиндрических деталей. В то же время, деталей не настолько много, чтобы в них запутаться. Недостаток этого конструктора – громоздкость. Зато из больших кубиков маленькому ребенку интересно строить, получается что-то заметное.
Рис. 1: Дворец из кубиков. Задача 1 "Дворец для попугая" : Построить дом (дворец) по плану из разноцветных кубиков - рис. 2, 3. Попугай-подражала хочет себе точно такой дворец, как у персидского шейха. Он раздобыл план дворца, а построить не может. Помогите попугаю! Перед тем, как начать решать эту задачу, нужно, конечно, обсудить, что же нарисовано на чертеже. Это может объяснить и сам попугай: спереди дворец выглядел так, сверху - так...
Рис. 2: Планы "дворцов" : простые примеры
Рис. 3: Планы "дворцов" : сложные примеры Для удобства детей мы отступили от общепринятого стандарта и рисуем справа вид не слева (как полагается), а справа же. За несколько лет такие подробности все равно забудутся, и проблем от этого возникать не должно. (Впрочем, если Вы хотите следовать стандарту - все наши чертежи легко заменить на эквивалентные "стандартные"отражением каждой из проекций относительно вертикальной оси.) Сложность заданий должна возрастать постепенно! Начинать нужно с одного "кирпича" или арки, потом - два кубика, стоящих рядом, потом - два друг на друге, потом - рядом добавить третий кубик . . . Не напугайте ребенка сложной задачей на второй-третий раз. На рисунке приведены только примеры, а на самом деле простых задач нужно задать много. Еще несколько чертежей Вы найдете в разделе "Коллекция" . Но наши планы могут не годиться для Вашего набора кубиков -например, у Вас могут быть арки (или "кирпичи" ) других цветов. Тогда цвета в заданиях нужно аккуратно заменить. Можно придумывать и чертить новые задания на компьютере или сразу на бумаге – это очень просто! Для сложных чертежей удобно (в отсутствие ребенка) собрать дворец, а потом начертить проекции, т.е. решить обратную задачу. Присылайте нам ваши чертежи - мы включим их в Коллекцию. Для самых простых задач достаточно только фронтальной проекции, т.е. вида спереди, но нужно быстро добавить две другие (даже если они еще не нужны для решения), и проверять их перед "сдачей работы" . Проверять готовое решение -обязательно! Можно посадить две игрушки спереди или сбоку, а третья (птица или самолет) должна "летать" над зданием. Все должны убедиться, что видят именно то, что нужно. Потом увеличиваем число деталей, делаем несколько деталей одного цвета, но разной формы. Кладем их по-разному, так, чтобы стала важна боковая проекция. Наконец, маскируем арки или цилиндры так, чтобы только по всем трем проекциям можно было восстановить объемную конструкцию. Усложнить задачу дальше можно, вводя пунктирные линии для невидимых линий и штрих-пунктирные оси симметрии - получатся настоящие серьезные задачи начертательной геометрии. Но общий принцип уже и так понятен, кубики для таких сложных построений уже не очень подходят - слишком мало разнообразие форм, к тому же в "настоящей" начерталке утрачивается цвет и задача перестает быть яркой. Так что мы оставили эту тему задачами для дошкольников и младших школьников - хотя наиболее сложные из наших планов уже выглядят достаточно грозно. В магазинах развивающих игр и головоломок продается игра Никитина "Кирпичики". В ней та же идея - нужно строить объемную фигуру по трем проекциям - но кубики (кирпичики) все одинаковые и одноцветные. Нам кажется, что "цветной" вариант веселее и разнообразнее, и начинать с него проще - больше вариантов задач из 2-3 деталей. Но это ничуть не умаляет достоинств никитинской игры, оба варианта дополняют друг друга. Если понять идею трех проекций никак не удается - можно попробовать начать с обратной задачи, т.е. с их рисования, особенно если ребенок уверенно пользуется карандашом. Если же с постройкой дворцов (задача 1) все получается, обратные будут хорошим дополнением. Иногда дети, войдя во вкус, сами строят довольно сложные конструкции и зарисовывают планы (конечно, от руки; четкости чертежа здесь ждать не приходится). Задача 2 Обратная задача: нарисовать план (вид спереди, сверху, сбоку) готового построенного дворца. Нарисуйте один-два чертежа сами, в присутствии ребенка, комментируя, что Вы делаете. Начните с простых заданий! Если рисовать слишком трудно, можно на первое время заготовить цветные квадратики и прямоугольнички, и предложить сложить из них план или склеить его аппликацией. Наконец, если и так не получается - можно рисовать контуры плана и просить раскрасить каждую область нужным цветом. Но это - очень сильное упрощение задачи. Далее: |