Путешествия
 и рассказы
Восточная точка Европы.
Хроника экстремального велопутешествия.
История и география.

Три крайних точки Европы - северная, мыс Нордкап в Норвегии, западная - мыс Рока в Португалии и южная в Испанском городе Тарифа являются популярными туристическими объектами.
Мыс Нордкап
Мыс Нордкап - самая северная оконечность континентальной Европы - одна из наиболее известных достопримечательностей Норвегии. Когда-то оно было местом ритуальных жертвоприношений. Теперь это обязательное место паломничества туристов, направляющихся к новому туристическому центру, открытому в 1988 г. … (http://www.rostravel.ru). …Посетить Нордкапп — это не меньше, чем увидеть Париж. Париж видели очень многие. А вот Нордкапп… …Мы насчитали 40 (!) туристических автобусов, а уж машин всех видов и не сосчитать. Откуда они все взялись, непонятно. Дорога одна, очень узкая...
Мыс Рока вПортугалии
Западная точка Европы - мыс Рока в Португалии
южная в Испанском городе Тарифа
Южная точка Европы в Испанском городе Тарифа
А вот дороги к четвертой, восточной оконечности континента, почему-то нет вообще. На самом деле она есть. Её в тундре называется «тракторная», но о ней позже.
Тракторная дорога к Восточной точке Европы
Тракторная дорога
Да и сама восточная оконечность Европы до сентября 2003 года была обозначена только в справочниках, где-то между 67 градусов северной широты и 66 градусов восточной долготы на Полярном Урале в 130 км северо-восточнее города Воркута, в районе между верховьями рек Малая Уса и Малая Щучья. Поэтому в 2003 г. группа энтузиастов из города Бреста - Георгий Грибов, Михаил Венскович и Александр Филонович – ранее посетившие все три крайние точки Европы, решили найти и установить на местности реальную четвертую, восточную точку. К экспедиции присоединился сотрудник Института географии РАН, ученый секретарь Московского центра Русского географического общества Сергей Буланов и корреспондент Российской газеты Владимир Баршев. Докатив до предполагаемой границы континента на вездеходе, они сверили координаты предполагаемой точки с местностью, проверили координаты по спутниковому навигатору и выяснили, что граница на карте проходит не по реальному водоразделу, а со смещением километров на пять. Найдя самую восточную точку водораздела, экспедиция установила памятную стелу из нержавейки в виде глобуса и двух стрелок, указывающих на Европу и Азию.
Самая Восточная Европейская Точка - СВЕТОЧКА
Самая Восточная Европейская Точка - "СВЕТОЧКА"

«Светочка».

«СВЕТочка» – Самая Восточная Европейская Точка. Это название придумал Сергей Геращенко – руководитель второй экспедиции по уточнению самой восточной точки Европы. Добраться до неё мы должны были на велосипедах. Почему на велосипедах? Костяк экспедиции составляли велотуристы спортклуба «Малахит» Курчатовского института – Дмитрий Ерак, Денис Журко, Олег Забусов. Часть из них, в том числе и Сергей Геращенко, проехали на велосипедах через все «окультуренные» крайние точки Европы. Осталась только одна – «дикая». Таким образом, второй целью путешествия было установление своеобразного вело рекорда. Когда Сергей предложил мне поехать с ними, я сразу согласился.
Участники путешествия
Участники путешествия

Кроме перечисленных участников в экспедиции приняли участие аспирантки Московской консерватории Гутник Мария и Тимченко Варвара, студент Гавриков Дмитрий, обозреватель «Российской газеты» Баршев Владимир и я фотограф и видеооператор Николай Касаткин.
Железный конь

Железный конь.

В спортивных путешествиях я не новичок. В 17 лет стал инструктором туризма, за плечами имею три горнолыжных похода высшей категории сложности. До 43 лет активно занимался лыжными гонками и спортивным ориентированием, участвовал в велогонках. С велосипедом дружу с детства, а в велопоходе не разу не был, хотя мечтал об этом. И вот мечта осуществяется. Начинаю готовить снаряжение. Экспроприирую у сына горный велосипед, подаренный ему два года назад. Скошенная рама впоследствии значительно облегчила мне жизнь, когда заканчивались силы перекидывать ногу через раму бесконечное количество раз. В Сокольниках огромный выбор багажников. Выбираю самый надежный. Несколько часов поиска в Интернете и я останавливаю свой выбор на велорюкзаке «Мираж 80». Забегая вперед, скажу, что из 9 велорюкзаков разных типов э тот оказался наиболее удобным. А главное, он единственный не промокал, при погружении в воду. Приобретаю компактный телескопический спиннинг и новую катушку, взамен старой, сломанной, и я готов. Все остальное снаряжение осталось от прежней жизни. Взвешиваю рюкзак – 15 кг. Теперь заплечный рюкзак. В нем только видео и фото аппаратура. Портативная профессиональная видеокамера Sony, зеркальный цифровой фотоаппарат Nikon D200, сменные объективы, вспышка, аккумуляторы, память, аксессуары – всего 9 кг. Итого загруженный велосипед – 30 кг., плюс 9 кг. на спине.
Тормоза и крылья быстро забивались грязью

С таким грузом хорошо ехать по асфальту и ровной дороге. Хуже по асфальту в гору. Можно по хорошей ровной грунтовой дороге. Еще хуже ехать по грунтовой дороге в гору. Совсем плохо – по раскисшей от дождей глине. А вот по болоту и крутым глинистым подъемам ехать нельзя. Заполярная тундра встретила нас раскисшая и размякшая от двухнедельных непрерывных дождей.
По тундре, по железной дороге…
По насыпи от бывшей железной дороги Воркута – Хальмер-ю

По тундре, по железной дороге…


Солнцем, голубым небом и строчкой из песни «по тундре, по железной дороге…», встретил нас первый день путешествия. Десять километров по асфальту до самого удаленного района Воркуты, бывшего поселка Северный и затем 40 км по насыпи от бывшей железной дороги Воркута – Хальмер-ю. После закрытия шахты в 1993 г., поселок Хальмер-ю прекратил свое существование, железная дорога была разобрана, а насыпь превратилась в удобную дорогу для местных рыбаков, охотников и любителей «тихой охоты». Все насыпные дороги вокруг Воркуты отсыпаны породой из угольных шахт. Порода перегорая в отвалах, превращается в великолепное гаревое покрытие. Если бы дорогу не разбивали машины и вездеходы, создавая огромные лужи, то покрытие дорог было бы как на старых гаревых стадионах. Воркуту посещает большое количество туристов, в основном водников и «пешеходов». Приезжает много иностранцев. На вокзале мы встретили группу велотуристов из Чехословакии, направляющихся в сторону г. Лабытнанги. Там же на вокзале нас ожидал счастливый билет в лице работника предприятия Воркутагеология и страстного любителя велопутешествий Евгения Немцова Счастливое совпадение заключалось еще в том, что Воркутагеология была нашей отправной базой. Прибыв в Воркутагеологию, мы начали уточнять маршрут, опрашивая водителей вездеходов и геологов. Все расспросы заканчивались одним и тем же – вращением большого пальца у виска. Ответ был один – «ребята, туда можно только на вездеходе». С этого момента барометр нашего энтузиазма пошел вниз.
«ребята, туда можно только на вездеходе»
«ребята, туда можно только на вездеходе»

Мы живём в замечательной стране и нас окружают замечательные люди. Все старались нам чем-то помочь. Сторож Катя хлопотала над нами как мамаша. Помогала вскипятить чай, просушить одежду так как утром лил проливной дождь и мы все промокли. К вечеру приехал Женя Немцов и предложил нам «экскурсию» по дорогам, которые нам предстояло преодолевать. Женя Немцов - молодой, здоровый, тренированный, задал нам хороший темп, так что покатушки вылились в тридцати километровую гонку с полным комплектом препятствий, да ещё в сумерках. Уставшие мы легли спать в 2 часа ночи, а рано утром в седло.
Николай Касаткин
За ночь дорогу немного обветрило, так что местами можно было ехать

День второй, по сопкам.

Когда смотришь на тундру, то кажется, что вокруг расстелен волнистый зеленый ковер. Над этим ковром очень низко, почти над самой головой висят свинцово-серые облака. Это оптический эффект открытого пространства. Зрелище непривычное. У нас в средней полосе облака плывут высоко. А легкая волнистость зеленого ковра тоже весьма обманчива. Если идти по тундре напрямик, то этот приятный зеленый ковер превращается в непрерывное чередование болот, озер, ручьев, речек и холмов. Дорога старательно пытается обогнуть все эти препятствия, но часто безуспешно. Пройдя маршрут я мысленно разделил весь путь на несколько этапов: скоростной, сопки, болота, горный. Скоростной – это то, что можно преодолеть не слезая с велосипедов. После брода через реку Большая Сыръяха насыпная дорога закончилась и пошла тракторная дорога. Почему тракторная? Потому, что кроме вездеходов и специальных тракторов с широкими гусеницами по ней не может проехать не одно транспортное средство, включая велосипед. Исключение составляют нарты запряженные оленями, следы которых мы постоянно видели в горной части. Меня до сих пор удивляет, как эти небольшие животные тащат огромные нагруженные нарты по земле, камням, в крутую гору, короче везде.
Становище оленеводов
Как эти небольшие животные тащат огромные нагруженные нарты по земле и камням

Вечером шел дождь, но за ночь и утро дорогу немного обветрило, так что местами можно было ехать даже на пологих подъемах. Иногда проглядывало солнце, что вселяло надежду на хорошую погоду. Дорога проходила по серии холмов с высотой до 280 метров, то плавно взбираясь на вершины, то спускаясь в в лощины и небольшие болота, пересекая русла ручьев и небольших речек. Мы то садились на велосипеды, то бойко вкатывали их на подъемы, катили через болота и грязь с весьма приличной средней скоростью 5 – 6 км/час. В качестве подарка удавалось на бешеной скорости пролететь несколько километров с вершины очередной сопки. Во второй половине дня дорога стала резко ухудшаться. Мы входили в заболоченную часть. К вечеру у дороги увидели две маленькие палатки. На руле одной из наших дам стоял электронный музыкальный звонок. Проходя мимо задраенных палаток, она нажала на кнопку звонка. Раздалась удивительная для этих мест мелодия, и из палаток показались лица, на которых была написана крайняя стадия изумления. Два туриста «пешехода» шли нам навстречу по нашему маршруту. Ребята были в шоке. Две недели никого и вдруг девять человек на велосипедах в болоте. Завязался профессионально-дружеский разговор, из которого я запомнил одну фразу: «Ребята, дальше до той горы будет не дорога, а полная жопа. Вам с велосипедами будет не просто». Могу только добавить, что такая дорога была не только до той горы.
Мы то садились на велосипеды, то бойко вкатывали их на подъемы

Я не подозревал и был потрясен, какой крутизны склоны могут преодолевать вездеходы? Тракторная дорога круто спустилась в заболоченную лощину, пересекла её и прямо в лоб, почти отвесно, ушла вверх на высоту трехэтажного дома. Несмотря на то, что к вечеру сил почти не осталось, вниз и через болото мы кое как прошли, а в верх… Каждый велосипед выволакивали из лощины втроем. В этот день на ночлег мы остановились в 12.00 по Москве (в 2.00 ночи по местному времени)
После брода через реку Большая Сыръяха насыпная дорога закончилась

Всё болота, болта, болота…

Утром девушки приняли решение – «мы дальше не пойдем». К ним присоединилось двое ребят. Это было правильное решение. В первые дни все оценили свои силы и смогли понять, что нас ждет впереди. А главное у нас не было времени в запасе.
Утром девушки приняли решение – «мы дальше не пойдем»

Мы разделились на группу «поддержки» и «штурмовую» группу. Четверо отдыхали, ловили рыбу и медленно возвращались в Воркуту, а пятеро шли дальше. Уверенности, что мы дойдем и тем более в срок, не было не у кого. Зато у руководителя была непреклонная решимость дойти любой ценой.
Перешли вброд приток Малой Усы

Оставив группу «поддержки», перешли вброд приток Малой Усы и вошли в сильно заболоченную часть маршрута. Нет такого приличного слова, чтобы описать дорогу.
Нет такого приличного слова, чтобы описать дорогу

Ко всем прелестям прибавились торфяники. Мы то вязли в жидкой жиже, то продирались через высокую траву по щиколотку, а то и по колено в воде, то карабкались на очередной холм, то вязли во мху, выдергивая колеса из цепких лап полярный ив и берез. Пятнадцать километров были пройдены за семь часов.
Переправа через Малую Усу
Для подстраховки переправляем велосипеды по двое

К вечеру, пройдя вброд очередной приток Малой Усы и пройдя еще десять километров по холмам, мы вышли к броду через Малую Усу. Течение очень быстрое. Для подстраховки переправляем велосипеды по двое, один может не удержать. За переправой начинаются горы.
За переправой начинаются горы

Высота 418

Горы подарили нам каменные россыпи и большое количество рек, речек и речушек. Несколько очень крутых и затяжных подъемов отнимали последние силы. Появились ссадины, потертости и волдыри на ногах. Начали опухать ноги и лица. Мы не успевали восстанавливаться. В сумерках, собрав последние силы, подошли к водоразделу. В голове было только одно – скорей в палатку и в теплый спальник. Бесконечное хождение по холодной воде отняло у организма все тепло. «Трясло» так, что ложкой нельзя было попасть в миску. Нас выручал спокойный и с виду медлительный здоровяк Денис. В любых условиях кухню он не доверял ни кому. Терпеливо ждал, когда на медленной газовой горелке вскипит вода, когда была возможность, собирал сухие ветки карликовой ивы для костра, варил суп и кашу, заботился о грибах, растущих здесь в изобилии.
Вечером мы так и не поняли, что достигли цели

Утром выглянуло солнце. GPS показал, что до заветной точки, координаты которой были введены еще в Москве, осталось всего 333 метра, и выдал направление на высоту, под которой мы ночевали. Вечером мы так и не поняли, что достигли цели. Барометр настроения пошел вверх.
Взяв колесо от велосипеда ... мы полезли на высоту

Взяв колесо от велосипеда, как доказательство нашей принадлежности к велотуризму, мы полезли на высоту, обозначенную на карте как 418 метров. На высоте обнаружили останки стелы, установленной первой экспедицией три года назад – две стойки, замурованные в камень. Глобус и стрелки из нержавейки с надписями Европа – Азия исчезли. Памятный знак был поставлен на западном краю горы, чтобы его все видели. Это его и погубило. Сверкая на солнце, он привлек внимание местных оленеводов. Проверив координаты «по спутнику», убедились, что расхождение с данными введенными в GPS в Москве отличаются всего на несколько метров. Затем нам надо было убедится, что это самая восточная точка водораздела. Мы спустились с горы на перевал и произвели замеры. GPS показал более западные координаты. Дальше водораздел уходил на запад.
Самая восточная точка Европы

Итак, подтвердилось, что «СВЕТОЧКА» находится на высоте с отметкой 418 метров. Вновь забравшись на высоту, мы решили установить наш знак на самой высокой точке водораздела. Выбрав крупный камень в нескольких десятках метров от старого знака, соорудили из белых кварцевых камней пирамиду. В камень вмуровали нержавеющую пластину с новыми координатами восточной точки Европы, заложили в пирамиду капсулу времени и устроили небольшой праздник. Достаем флаги спортклуба «Малахит», «Русского клуба велопутешествий», «Российской газеты», флаг веломарафона мира «Чернобыль 2000+». Начинается фотосессия и видеосъемка. Затем фейерверк и «шведский стол».
Восточная точка Европы
Начинается фотосессия и видеосъемка

Домой

Идти по пройденному однажды пути легче. Знаешь, как лучше преодолеть брод или где лучше обойти непроходимый участок дороги. Мы уже не теряли время на разведку пути, а лезли напролом.
Мы уже не теряли время на разведку пути, а лезли напролом.

Идти по пройденному однажды пути легче

Но усталость накапливалась и порой, мы совершали совсем непонятные поступки. Например, однажды днем во время перекуса с чаем, заменяющего нам обед, глядя как, кое-кто достает «пенку» - коврик для спанья, чтобы удобней было сидеть, у меня в голове сработал сигнал к отбою. Я достал палатку и начал ее устанавливать. Все с любопытством следили за моими действиями. Наконец кто-то не выдержал и спросил – «Ты что, решил поспать?». И тут я "вернулся на земдю" – до ночлега еще надо протопать 15 км. В другой раз, после переправы через реку я забыл рюкзак с фото - видо аппаратурой и ушел вперед. Обычно я уходил вперед, чтобы выбрать место для съемки, но чтобы забыть аппаратуру… Опять выручил Денис. Ему пришлось тащить два рюкзака. Такие случаи всех смешили и  поднимали наше настроение в походе.
Не зря я покупал новый спиннинг

Не зря я покупал новый спиннинг. Ночевка на Малой Усе позволила испытать снасть. Результат – два хариуса и щуку килограмма на три. Вся рыбалка заняла 20 минут. Нам этого хватило, чтобы вечером приготовить уху из щуки и закусить малосольным хариусом. Т.к. к этому времени запас соли подошел к концу, в качестве засолки пришлось использовать концентрат супа со звёздочками. Не смотря на это блюдо было изумительное.
В последний день мы прошли и проехали 70 км. и поздно вечером выехали на шоссе около поселка Северный. Обратная дорога заняла три дня.
Ночевка на обратном пути

До финиша оставалось 10 км., когда раздался сильный хлопок, сигнализирующий о лопнувшей камере. При свете фонарика меняем камеру. Через километр отремонтированное колесо опять спустило, тут же обнаруживаем прокол на другом велосипеде. Видимо Рефейские горы (так в старину называли Урал) не хотели так просто отпускать нас. К двум часам ночи добираемся до базы «Воркута геология», уверенные, что нас там не ждут.  Однако, после долгих попыток, удается разбудить сторожа и к нам, вслед за сторожем, выходит, к общей великой радости, вся «группа поддержки».
Прием у мэра города Воркуты
Нас принял Мэр Воркуты Игорь Леонидович Шпектор

На следующий день, отмывшись и отчистившись, под объективами местного телевиденья мы подъехали к мэрии. Нас принял Мэр Воркуты Игорь Леонидович Шпектор. Игорь Леонидович предоставил в наше распоряжение автобус. Благодаря этому мы смогли осмотреть город, отогрелись в бане, отведали в ресторане строганину и успели к поезду Воркута – Москва.

Но несмотря на все трудности, я с большим удовольствием еще раз прошел бы по этим красивейшим местам. Если кому потребуется проводник, я готов, но только не на велосипеде.
Николай Касаткин.

Вверх

© Николай Касаткин / info @ kasatik.ru