Марина Галкина

По материалам сайта "X-Race.info"

В погоне за графиком

05.07.2015

12-й Чемпионат Европы по рогейну бегом

М. Галкина и Н. МихееваЧемпионат Европы по рогейну (суточный формат) проходил в этом году в Чехии. Район соревнований – Новоградские горы - был очень милым и уютным – много лесов, вековых, не заросших подлеском, не заваленных; много дорожек – грунтовых, щебёнистых, асфальтовых. Мало населёнки, некоторое количество полей, часто вполне пробегаемых, пастбищных. И всё это в среднегорье, где перепады между пунктами достигали сотни с лишним метров. Обилие ручьёв позволяло совершенно не заботиться о пополнении питьевой системы. Закончится вода – вскоре и ручей непременно попадётся.

Погода также очень благоприятствовала спортсменам – было пасмурно, не жарко. Временами шёл освежающий дождичек. Но даже на рассвете, когда прошёл ливень и было самоё холодное время суток мы с Ниной не надели термомайки – так и пробежали всю дистанцию в футболках.

Стояли лагерем на уютной полянке, окружённой лесом. Здесь было много наших российских команд, мы вместе дружно ужинали и расслаблялись вечером перед стартом. Вечерний и утренний концерт птичьего хора был великолепен, а посторонних шумов слышно не было.

И вот – планировка, самая ответственная часть предстоящих соревнований. Ещё вечером мы с Ниной решили заложить 87 км по прямой, так и разметили нитку.

Карту можно посмотреть здесь

Восточная и юго-восточная часть карты хоть и самая горная, зато и самая густо усеянная пунктами и высокоочковая – естественно, её брать надо. Нитка по самому восточному краю, вдоль границы ложилась однозначно, почти прямо без резких углов. Путь по юго-западу тоже хорошо прорисовывался. Но что же выкидывать? Центральную часть или крутой отдельный район с КП на северо-западе. Как –то мы сразу решили выкинуть северо-западную часть – заход и выход из этой зоны показался нам неоправданно длинным. Решили "скушать" центр – там так заманчиво выглядела завуалированная девятка – связка КП 57-45.

Разложили нитку и вышло, что наша петля после восточной горной части вскоре снова близко приближается к центру соревнований. А не забежать ли нам покушать? Как раз после 8-9 часов от старта – самое время. Обычно так мы специально не планируем, но раз так складывается… Однако посчитали, что обед обойдётся нам в лишних паре с половиной км. Оправданно это или нет? Я вспомнила, что под утро проголодалась, мне снились глазированные сырки, которые нам не хотели давать в магазине, а потом разрешили взять только по две штуки в руки.

Видимо, организм ещё явно не восстановился после череды соревнований и приключений последних месяцев.

- Давай, забежим!

-Давай! – легко соглашается Нина.

Мы вытягиваем нитку. Булавки гнутся и ложатся, но семерку в конце мы не выкидываем и нитка выдаёт нам в результате 90 километров. В горах так много по прямой у нас ещё никогда не получалось. В 2012 году на Чемпионате мира в Чехии мы пробежали чуть меньше 87 по прямой. Правда, тогда у меня в конце отказала нога и еле дохромала.

Сейчас у меня в кармане лежат таблетки кетанола (спасибо Наташе Зиминой)и греют уверенностью в том, что до финиша в случае чего дотянем.

Теперь нам надо немного удлинять весь размеченный по часам план. На все ночные часы накидываем по сантиметру (это 400 метров). Да и первую петлю должны в идеале закончить к 20:45, потом 15 минут на "взятие города" – обеда и в 21:00 стартовать на вторую часть дистанции. (Всё время мы планировали по московскому. По местному старт был в 11, а по нашему, как обычно, в 12 ).

Чтобы уложиться в наш запланированный маршрут мы должны всё время в первой части дистанции опережать график. А ведь мы его составили и так на пределе возможностей. Что ж, придётся поднимать предел. Мы с Ниной посмеиваемся над собой. С трудом верится, что сможем выполнить такой план. Но из песни слова не выкинешь: маршрут у нас такой, что и отрезать особо нечего.

Только последние четыре часа по дистанции уложились так же, как и планировались изначально: в 12 км по прямой.

Выливаю лишнюю воду из системы. Выкидываю из рюкзака все вещи, кладу только один фонарь с одним аккумулятором. Из еды – только несколько гелей и батончиков. Красота! С таким невесомым рюкзаком хоть сразу на взлёт!

Тут прозвучала фраза, что карта рвётся и последние пятнадцать минут до входа в стартовую зону мы лихорадочно клеили карты скотчем. Возможно, это было лишним. Но зато такая уплотнённая карта уверенно защищала нас от электрических проводов, когда мы отгибали их вниз сложенной вчетверо картой.

Мы решили стартовать по нашей петле не в гору, на КП 55, а в другую сторону – на КП64 – в лёгкий плавный подъёмчик по дорожке. А с горы в конце мы лучше быстрее на обед скатимся.

На КП 64 бежит ещё некоторое количество народу, в а вот дальше мы похоже чуть ли не в полном одиночестве. Лишь одна смешанная команда с Украины, из Винниц всё время пересекается с нами в районе пунктов. Подъём на горку к КП 57 вполне себе ничего – бегом не побежишь, только шагом. Лес потрясающий, чистый, ели огроменные.

Интересно, что с пунктов, где мы встречаемся с украинскими ребятами убегаем разными вариантами, но на следующих пунктах вновь встречаемся. Так после КП 45 выбираем левый вариант, более прямой, хоть и с небольшим подъёмом и в районе КП 38 мы первые. Здесь вырубка, на карте они не отмечены. Размышляя о соответствии карты и местности, пропускаю ручей (они здесь очень небольшие). В результате мы пробегаем пункт и ищем его чуть дальше. Чехи зачастую прячут пункты, как на соревнованиях короткого ориентирования – то за корчем, то в ёлочках зелёных.

Хожу вдоль узкого русла – глубокой канавы среди ёлок. Наконец понимаю, что надо возвращаться. На вырубке встречаем нашу знакомую винницкую смешанную двойку, вчетвером прочёсываем ручейки и находим призму. 10 минут потери.

Бежим неплохо, везде хорошие дорожки и кажется, что к КП 69 исправим потерянные минуты, там мы должны быть к 14 00. Однако пункт не прост. Снова на местности вырубка, движение по ней замедляется. Заросший травой ручей, по которому иду, казалось бы строго маркирует лощину – именно на ней по легенде стоит КП. Прохожу в нескольких метрах от пункта, не вижу его за ёлками. Замечаем его только когда он оказывается за спиной. 14:08. 8 минут отставания от графика. А по-хорошему должны опережать его…

- Ничего,- смеётся Нина. - У нас ещё есть 3 попытки до восьми вечера улучшить результат.

(Наши временные отметки стоят на карте через двухчасовые интервалы).

Дорожек много, бежим. Рада, что решила бежать в асфальтовых кроссовках Asics Nimbus-15 - не нарадуюсь на них. Эти кроссовки отлично амортизируют. А скользить здесь особо негде.

С КП94 Нина предлагает бежать по границе. Но я утягиваю её на левый вариант – там меньше оббега, часть пути мы уже знаем. Он хороший, набора высоты не будет.

-Там поля могут быть заросшими, – сомневается Нина.

- Во- первых, могут быть и не заросшими, а во-вторых, сейчас нам навстречу уже тропить будут, – убеждаю я Нину. -Там короче, нагоним график!

Как здорово, что мы побежали левым вариантом. На выходе к полю на великолепной лесной дорожке стояло огромное многоствольное дерево. Наверное, туя. Такое красивое и грандиозное, что только ради него можно было там пробежать. Даже несколько секунд успела полюбоваться им. А поле! Ароматное, разноцветное. И низкотравное! Легкопробегаемое. Просто песня!

После подрезки по полю встречаем на дорожке первые выбегающие навстречу команды. КП 49 берём без труда с маленькой полянки врезающейся в лес за ручьём. Кто бы мог подумать, что здесь возникнут большие проблемы у нашей смешанной российской двойки Зиминой-Иванова… Но они были тут ночью.

Навстречу валом валят команды. Да! С одной стороны хорошо, что мы бежали своим эксклюзивным вариантом в одиночестве, не нервничали. С другой стороны, соперничество подгоняет… А нас подгоняет график . Здесь мы опередили его на 7 минут. Ура!

Интересно, граница с Австрией на поле обозначена просто скощенной полоской, легко бежим по ней.

К КП 79 в лощинке на крутом склоне ведёт уже набитая тропа, встречаем здесь много народу, лезущего верх. А наш путь теперь, как нам кажется, преимущественно идёт вниз. Только на отдельные горки на пункты залезаем.

Очень красивые скалы на Кп 86. Траверсом проходим все вершинки–каменные нагромождения, лезем по замшелым камням. Особо здесь не ускоришься. И на следующей временной отметке на КП 75 мы снова так и опережаем график на те же 7 минут – улучшить положение не удаётся. Этак, не успеем до 21 00 покинуть лагерь.

На крутую гору к КП 62 залезаем ровно в 8 вечера. Как урвали небольшое преимущество на четвёртом часу гонки, так оно и осталось. Теперь очевидно, что за час до финиша не поспеть. Напрямую к КП 54 через поле высокой травы протоптанной тропы не заметили, только что прошёл ливень, всё мокрое, решаем бежать по дорожке чуть правее. Решение верное – тропа отличная. Но к КП 54 решаем подрезать напрямую с севера по ручью – а это ошибка. Лес заросший, но главное, нам попался лишний ручей и лишняя просечка, некоторое время искали пункт не там. Лучше бы немного оббежали… Но уж траверсом по отличной дороге к КП 55 выкладываемся, будто у нас сейчас финиш. Находим КП 55 сразу с подрезки и быстро катимся вниз, к еде!

В лагере мы были в 21:18. На столах – разносолы. Глаза разбегаются! Пока запихиваю в рот булочку, нам наливают суп. Хватаем ещё коробочки салатов с макаронами, мясом, овощами и садимся за стол. Нам приносят чай, обслуживают, как в ресторане. Забота протрясающая!

- Холодной водички в суп подлить? – ну прямо мысли ловят!

С полным ртом, пережёвывая на ходу, бегу к нашей палатке – поменять рюкзак и догрузиться фонарями, термушками и едой. А Нина пока собирает остатки еды – доедим на ходу.

В 21:34 – отчаливаем. Теперь нам надо отыграть 34 минуты, плюс план и так у нас завышенный. В общем, не расслабишься.

По дороге бежим, дальше, пока неспешно поднимались в горку к Кп 41 всё и доели.

После полноценной еды такой прилив сил! Бегу, как будто только стартовала, будто за плечами и не было 8-часового рогейна. На каменном холме КП 36 ровно в 22:34 (должны были быть в 22:00) - всё идёт нормально.

- Если каждые два часа по 5-6 минут отыгрывать – тогда успеем, – говорит Нина.

- Лучше уж сразу побольше отыграть.

Думала, отыграемся на перегоне КП 74-67 по дорожке. Но там небольшой подъёмчик и не разгонишься. На КП 67, полночной временной отметке по плану , мы ровно в 0:34. Хорошее у нас планирование, правильное.

Перекрёсток дорожек, от которого планировали заход на КП85 такой неявный, дорожка какая-то хилая. На всякий случай пробегаем немного вперёд и только оказавшись на развилке дорожек следующего перекрёстка понимаем, что та, слабая тропа была нашей. Возвращаемся, заходим в зону пункта. Какие здесь грандиозные каменюки! Залезаю на какую-то вершину и подо мной пропасть в темноте. Кричу Нине.

- Севернее самого южного камня – читает Нина легенду. Тут напрямую и не спустишься. Какими то замысловатыми обходами пробираюсь к напарнице, она уже у КП. Вот и ещё фонарики подтягиваются на наши крики. Хотим быстрее убежать, но тут по лесу какие-то торчащие сучья, камни, медленно выходим на дорожку и уж так быстро бежим, что даже не туда поворачиваем и ломим под горку. Быстро сориентировались, возвращаемся на нужную дорожку.

- А мы уж подумали, что вы решили бросить КП 77, - сообщает нам смешанная команда, с которой мы почти одновременно были на пункте.

Разве мы можем семёрку просто так бросить! Ребята идут под полиэтиленовыми накидками, они немного сверкают от лучей фонаря и здорово смотрятся. Неужели, сейчас настолько холодно и мокро, чтобы хотелось надеть накидку? Мы убегаем от ребят, но у меня гаснет фонарь, пока меняем аккумулятор, нас опять нагоняют.

После КП 77 начались какие-то перелазы по ступенькам через высокие заборы в лесу. Тут нас и нагоняет женская двойка с Украины. Хорошо, они нас ускоряют. На пункт 68 бежим правым вариантом, без набора. Потом решаем резать по полю напрямик. Поле нехоженое, но соперницы на хвосте, особо не думаем. Тропим по полю . Намокаем по уши. Форсируем речку, лезем азимутам по заболоченностям, потом в гору и чётко выходим на пункт. 2:20. Отыграли 14 минут! Отлично!

Темп не сбавляем, благо дорожки и поля скошенные. На пункте 48 за нами ещё недалеко светят фонарики. Женская двойка не отстаёт. Но на пути к КП 98 отрываемся, тихо берём пункт, запрятанный в ёлочках и тихо сматываемся. Хороший дорожный перегон к КП 84 и мы почти точно в графике! Всего 2 минуты отставания.

Пастбище, туман, спящие коровы, скошенная травка. Бодро бежится. А к пункту 54 ведёт тропка по полю, заросшему высокими злаками. Отмечаем, что на пункт 37 тоже идёт народная тропа вдоль леса. Однако тропа заканчивается перед забором и дальше начинается поле высокого гороха. Немного проходим вдоль забора, но не выдерживаем ненужного отклонения и ломимся к пункту напрямую по нехоженому полю. Снова по уши в росе. Но тепло!

Светает. Как-то не быстро находим 66-й пункт на слиянии ручьёв. На местности ручьёв больше, чем в карте. После пункта пропускаем помеченную на карте тропку, ведущую на север от изгиба дорожки, сворачиваем позже, проходим еле заметной тропой к вырезу поля и снова идём по высоким травам. Быстро здесь уже не получается. На перекрёсток дорожек в лесу – нашей временной отметке перед пунктом 83 приходим на 7 минут позже запланированного времени. Опять отстаём.

Перед КП 83 встречаем мужскую тройку из Испании. Один, как и мы – в футболке. Значит, мы ещё не совсем ненормальные. Но тут с поля по тропе скатываются наши знакомые латыши – Вальтерс Каминскас с Анитой – они такие мокрые, в куртках. Как то сразу ощущаешь, что идёт сильный дождь. Наверное, мы всё-таки ненормальные…

На поле дует встречный ветер, вспоминаю даже весенний марш-бросок. Но всё таки не настолько холодно, чтобы терять время на одевание. Лучше съесть гель и ускориться. Да и дождь, он кратковременный. На пункт 43 выбегаем какими-то зигзагами: то решили краем поля вдоль ручья бежать, потом забраковали этот вариант и побежали по дороге. Азимутом чётко выходим в зону КП, но начинаем искать на углу забора, метрах в 50 от реального пункта. Потом читаем легенду и исправляемся.

На пункт 52 решаем бежать с подрезкой по полю, минуя центр населённого пункта, так прямее. Угадали! Поле сначала оказалось почти газонным. Но под конец загустилось и мы затормозились, соответственно. Два оврага перед Кп 52 тоже скорости не прибавили. И снова на временной отметке - на КП 61 мы с отставанием. На 12 минут.

- Ничего, - радуется Нина. – я думала мы будем уже на целый перегон к пункту отставать, а мы всего на пол перегона отстаём.

- Ничего,сейчас дорожные перегоны пойдут, мы нагоним.

На последние 4 часа наш график заметно смягчался – всего 12 км по прямой. А как оказалось – силы убавились не столь заметно. Мы бежали быстрее запланированного и на КП 63 были в 9:39. Разом нагнали и опередили график на 21 минуту! Вот это да. А брать ведь больше нечего!

Но мы были всё равно очень довольны, что выполнили наш такой, казалось бы, почти невыполнимый план – 90 км, как мы намерили.

Дальше мы как-то незаметно расслабились. Да так, что на КП 72 свернули раньше помеченной на карте тропинки. Быстро поняли, конечно, но раз мобилизация сил была уже не нужна, мы и гуляли пешком неоптимальным вариантом.

Под конец попали на череду сильноэлектрических заборов и в общем на финиш пришли не рано. По треку получилось около 115 км.

Но оказалось, что нас всё-таки обыграли. Это латышская женская двойка, команда UNDA. Они взяли на 8 очков больше нас. При том, что трек у них по прямой был сравним с нашим. В абсолюте между нашей и латышской женской командой вклинилась только одна смешанная команда. В результате мы оказались 12-ми в абсолютном зачёте. Так высоко мы ещё не поднимались.

В ветеранах Россия среди женщин уверенно лидирует.

Чуть позже я проанализировала трек и поняла, какой вариант был бы для нас выигрышным. При том же километраже он был на 10 очков лучше.