Марина Галкина |
Зилим - речка детская На Южном Урале раньше мне бывать не приходилось. И когда друзья стали звать в детский поход на сплав по притоку - реке Зилим, я согласилась не сразу. Тянул привычный север - Карелия, Кольский. Но хорошая компания с 17-ю детьми (!) перевесила чашу весов. Поезд вез нас в Уфу. Зилим - правый приток реки Белой. Длина его 215 км, общее падение 607 м, среднегодовой расход в устье 38,7 кубометров в секунду, сплав возможен на протяжении 185 км. Поход превзошел все ожидания. Быстрая речка с частыми перекатами и великолепными плесами-купальнями под скальными стенками, потрясающие скалы по берегам, буйное ароматное разнотравье, феерия древесных пород - сосны, ели, пихты перемежаются здесь с липами, дубами, кленами. И теплая вода! С последней, может быть, нам и повезло (за 2 недели начала августа - всего два дождика, а так - постоянное солнце и жара), но еще один сюрприз Зилима, я думаю, преподносится в любую погоду. Этот сюрприз первыми обнаружили дети, ведь их чаще всего посылали мыть котлы и посуду. И детки быстренько обнаружили в реке "посудомоечную машину". Стоит опустить в воду грязную миску, как стая голодных мальков бросается на нее, набивается до краев, все закрывая своими кишащими скользкими телами. А сверху огромная темная туча жаждущих поживы плавно ходит кругами. Таких жадных до еды непугливых рыбешек я еще не видела. 5 минут - и любая загрязненная едой посуда становится чистой. А заходишь в воду - рыбки бросаются на ноги и начинают щекотно кусаться. Пираньи, да и только... Футбол на скошенных приречных лужайках, водное поло на плесах, детские соревнования по скалолазанию - всё это при желании можно устроить на маршруте. А в конце него - для разнообразия сплава - посещение пещеры Победа. Это запомнится надолго и детям, и взрослым. Как же попасть на этот удивительный по красоте и разнообразию впечатлений маршрут? Из Уфы ходит местный поезд Уфа - Сибай (675). Он отходит в половине девятого вечера. Мы специально купили билеты на 40-й московский поезд, который подходил к отходу местного. Наш поезд опоздал, но (честь и хвала работникам МПС!) отход местного поезда задержали специально из-за нас. Мы сошли на предыдущей перед Белорецком станции Улу-Елга, где нас ждала заказанная ранее машина (ее заказали в транспортной компании в Белорецке по тел. (347) 3-40-00). Заброска в 150 км на трехосном КамАЗе с кунгом обошлась нашей команде из 32 человек в 4500 р. Дорога проходит через поселок Тукан, где есть древнейший минералогический музей. В нем экспанируется около 4000 образцов минералов и горных пород Башкирии. Мы, к сожалению, ехали слишком рано, и музей не работал. До деревни Бутаево дорога была приличная, а вот дальше по грунтовке к деревне Бакеево мы ехали уже медленнее из-за многочисленных глубоких колдобин с лужами. Весной, по большой воде, сплав можно начинать прямо от моста в деревне Бутаево. Километрах в десяти от него начинается Касыкский прорыв с одноименным порогом. Это самый сложный в техническом отношении участок реки. Протяженность его около четырех километров. В русле много скальных обломков. По описанию, валы весной здесь достигают метровой высоты. Летом же лучше начинать сплав от впадения Большого Шишеняка, недалеко от деревни Бакеево. Но водитель отказался довезти нас до этой деревни, и мы начали сплав километрах в 15 выше впадения этого большого притока. Но главное - Касыкский прорыв остался выше. Зилим здесь был совсем мелкий, на частых перекатах катамараны приходилось проводить, а изредка и протаскивать по камням (вся наша группа шла на катамаранах). Лишь лихой экипаж катамарана-двойки с десятилетним капитаном Васей и его восьмилетним братом Максимом легко проходил все мели. Эти пятнадцать километров до "большой воды" мы шли, в результате, два дня, причем большую часть шли в буквальном смысле, проводя катамараны. Река часто петляла. В одном месте воды в реке вдруг стало меньше раза в два. Нас обступали красивые известняковые скалы. И вот километров через пять в реку влился ледяной голубоватый ручей, хотя по карте никаких притоков не значилось. Просто часть воды Зилима уходила под землю, в карстовые полости скал. Мы поднялись чуть выше по этому ручью и увидели, как из-под скалы выбегал поток, а еще часть воды, пульсируя, выплескивалась из-под земли, образуя небольшое озерцо. После впадения Большого Шишеняка уже можно было плыть практически везде. Течение быстрое, на крутых поворотах встают отвесные скалы, и кажется, что там наверняка крутой порог. Но на самом деле везде были лишь перекаты, не представляющие никакой сложности для прохождения на катамаране. Речка действительно детская. И категория сложности ее - единичка. Сложности могли возникнуть только для килеватых байдарок (типа "Тайменя"), в том смысле, что можно подрать "шкуру". Напротив прибрежных скал, как правило, встречались хорошие оборудованные стоянки. Однако они часто бывали заняты другими группами (паралельно с нами шло приблизительно 6-7 групп), и один раз нам пришлось грести до захода солнца в поисках хорошего места для лагеря, да и то в результате мы оборудовали свою, новую, стоянку. Незабываемые впечатления остались от радиального выхода - подъема на гору Мамбет на пятый день похода. Чтобы устроить дневку на хорошем месте вблизи этой скалы, утром мы выпустили вперед самый быстроходный катамаран - узко связанную длинную двойку-тандем, на котором гребут байдарочными веслами. Экипаж тандема блестяще выполнил задачу, обогнав пару групп и заняв отличнейшую стоянку на большой галечной отмели напротив скалы Кузганак. Эту скалу ни с чем ни спутать. Она, точно огромный острый нож, перегораживает реку, которой приходится делать резкий поворот направо, чтобы обогнуть этот известняковый останец. Общая длина скалы составляет 150 м, она не имеет аналогов среди скал-останцев на Южном Урале. Река образует здесь 3-километровую петлю. Слева можно подняться на скальную перемычку этой излучины, откуда со стометровой высоты открывается изумительный вид на реку уже с другой стороны. И одновременно видна вода реки перед излучиной. Прямо от стоянки в скале на высоте 20-25 м от уровня воды виден грот, в котором, по словам П. Штеймана, почти каждый год залегает в спячку медведь. С детьми мы перешли скальную перемычку Кузганака, спустились по крутой тропе, снова вброд перешли реку и по тропе в смешаном дубово-липовом лесу стали подниматься на гору Мамбет. Зилим образует вокруг этой горы еще одну излучину и, поднявшись со стороны Кузганака, мы вновь срезали петлю и смотрели на изогнутую стену-скалу этой горы, обрывающуюся в реку с другой стороны. Нижняя часть скалы абсолютно отвесна (высота отвесов достигает 250 м). Сверху скала поросла соснами. С вершины горы открывается вид на залесенные склоны далеких, в дымке, уральских хребтов Тиката и Зильмердака. От горы Мамбет до деревни Толпарово остается около 9 км. Перед деревней и за ней хорошие стоянки могут быть заняты местными отдыхающими (туда можно подъехать на машине), поэтому покидать район скалы Мамбет лучше утром. В Толпарово есть магазин, стоящий прямо на берегу реки. Нельзя не рассказать про пещеру Победа, которую мы посетили в конце маршрута. За 4 км до выхода Зилима из гор на правом берегу, на склоне сухого летом притока Большая Киндерля, на высоте 90 м от уровня Зилима находится вход в эту грандиозную пещеру. Протяженность ее исследованных ходов составляет около 8 км. Вход в пещеру огромный, этакий вестибюль метро. Портит вид лишь разбросанный вокруг мусор. Но внутри пещеры чисто. Тоннель высотой и шириной метров в 8-10 ведет под уклоном 15 градусов вниз. Спуск идет по леднику, и чтобы не улететь вниз, нужно держаться за провешенную кем-то веревку. Метров через 150 дно тоннеля выполаживается, ход немного сужается и вскоре пещера преподносит детям первый подарок: ледяное изваяние Снежной Королевы (сталагмит высотой метра в 4). А через несколько десятков метров другой: известковую колонну с красивыми натеками - сталагмит Китайская Пагода. Для маленьких детей экскурсия ограничилась этими экспонатами, ребята постарше преодолели еще два отвесных уступа по 4 м высотой (у одного уступа стояла ветхая деревянная лестница, а на другом была провешена веревка с узлами) и короткий "шкуродер". И там пещера продемонстрировала им удивительные натечные сталактиты-гроздья, напоминающие люстры. Вскоре после Люстрового зала тоннель обрывался 12-метровым отвесным колодцем с нависающим карнизом. Для его прохождения требовалось специальное снаряжение. Маршрут закончили в деревне Имендяшево. Отсюда дважды в сутки (около 8 и 17 часов) ходит рейсовый автобус, но он не доезжает до Уфы. До нее нас довез автобус, который заранее заказала другая группа. Заказать его можно в транспортной компании Уфы по тел. (347-2) 38-70-21. Водитель Равиль даже оставил нам номер своего сотового телефона: (8-901) 475-57-68. В поселке найти водителя "Газели" можно в домике на правом берегу (первый дом направо от подвесного пешеходного моста). |